Налоговое планирование на старте ТКП проекта. Опыт работы с Ираном и Узбекистаном. Наталья Манина

Налоговое планирование на старте ТКП проекта. Опыт работы с Ираном и Узбекистаном. Наталья МанинаЗдравствуйте, коллеги! Сегодня у нас день начался с оценки...

Налоговое планирование на старте ТКП проекта. Опыт работы с Ираном и Узбекистаном. Наталья Манина

19.11.2021

Новые налоговые возможности: о XV Налоговом конгрессе

13–14 мая 2021 г. в Hilton Moscow Leningradskaya прошел XV Налоговый конгресс. Мероприятие собрало более 100 участников и экспертов в сфере налогов. Представительство компаний впечатляет и позволяет утверждать, что тематика Конгресса интересует множество отраслей: от ритейла до топливно-энергетического комплекса. Можно констатировать, что восстановление компаний идет полным ходом после ковидной неопределенности.


Налоговое планирование на старте ТКП проекта. Опыт работы с Ираном и Узбекистаном. Наталья Манина

Здравствуйте, коллеги! Сегодня у нас день начался с оценки важности налоговой стратегии. Спасибо Антону Торопцева. Я хочу сказать, что это действительно важно, налоговое планирование, которое начинается от идеи, и я поняла, что мы в тренде. Пусть не так, как Англия, которая хочет, чтобы налоговая стратегия была в целом по компании, мы точно в тренде по нашим международным проектам.

И, соответственно, что хочу сказать? Мы как налоговая функция участвуем в проекте со старта идеи еще до выхода на тендер, на этапе ТКП, и дальше, соответственно, сопровождаем наши международные проекты на каждом этапе, участвуем в переговорах и т.д. Поэтому я предлагаю вам небольшое путешествие в две солнечные страны Иран и Узбекистан на примере двух наших кейсов, двух кейсов «Силовых машин».

И, соответственно, немного о «Силовых машинах», чтобы было понимание. Мы на рынке более 160 лет. Наше оборудование работает в 57 странах. Наши крупнейшие проекты на исполнении в текущем статусе на экране. Я выбрала 2 кейса, которые заняли наши, скажем так, время и ресурсы по итогам 2020 года – это Иран и Узбекистан. Наши, соответственно, крупнейшие кейсы за последние 10 лет, их география обширна.

И наше путешествие мы начнем с России, с понимания, что такое долгие контракты, которые мы ведем. Для нас контракт-проект, который мы заключаем – это отдельный мир, который имеет свой личный БДР. Соответственно, он готовится на этапе идеи до выхода на ТКП, до подачи на тендер. Планируются все расходы, считается, какая может быть маржа. Соответственно, считаются налоги, планируются резервы, и чем эффективнее и правильнее мы сделаем расчеты, тем более конкурентной будет наша цена. Соответственно, это важно.

Я не буду останавливаться на особенностях учета, скажу только то, что мы считаем выручку по коэффициенту продвижения. Может быть, кому-то это близко, может быть, нет, но это отдельный свой мир, и он очень интересный. Наши фактические затраты ежемесячно, которые мы несем для целей налогового учета, являются расходами периода в этом месяце. Нам без разницы прямые они или косвенные. Но это отдельная история. Поедем в путешествие.

Итак, первая страна – это Иран. Год 1400 – именно такой наступил у них в марте этого года. Те налоги, которые интересуют нас как иностранную компанию при деятельностиь на территории Ирана, представлены в табличке. Вы сможете их изучить более детально, я остановлюсь только на двух моментах – на налоге на прибыль (CIT) и на социальных взносах, которые действительно отдельные квест, мне кажется, в Иране.

Соответственно, когда мы планируем налоги для БДР контракта, естественно мы за основу берем возможную, доступную нам информацию и рассчитываем налоги прямым методом. Далее, соответственно, мы начинаем искать ресурсы, как их можно снизить. Нам повезло, скажем так, в Иране есть возможность выбора метода – прямой метод уплаты налога либо метод удержания.

Метод удержание – это когда ваш заказчик (наш заказчик) выступает в роли налогового агента, сам удерживает налог, уплачивают его и отчитывается перед нами, предоставляя нам полный кейс налогов. Соответственно, для нас это гораздо выгоднее, потому что вести учет прямым методом на языке фарси… Это, конечно, очень красивый язык и когда вы смотрите контракт, биллинговую страницу, где есть фарси, это, не знаю, море, штиль – очень приятно, но ничего не понятно. И, соответственно, для нас это дорого.

Мы как налоговая функция можем в полной мере считать себя бизнес-партнером, потому что мы участвуем во всех переговорах с нашими заказчиками, с нашими коллегами из сбыта, юристами. И, соответственно, выбирая подход удержания налога, мы очень долго его обсуждали с нашим заказчиком, чтобы он был согласен на это, потому что это уже в зоне его ответственности, взаимодействие с налоговой. Нам удалось договориться. При этом есть определенные моменты, которые мы учитывали.

Что значит удержание налога? Это расчет эффективной ставки, по которой заказчик удерживает налоги. Налоговая Ирана, я считаю, с изыском работает. У них есть виды деятельности, по которым они определяют маржинальность бизнеса. Соответственно, эффективная ставка рассчитывается с учетом данной маржинальности по определенным видам, которая тоже согласовывается с налоговой. Для нас это была 20%. Соответственно, мы посчитали эффективную ставку и договорились с заказчиком, как, когда и в каком виде будут удерживаться налоги.

Что нам для этого было важно исполнить? Сейчас мы не имеем представительства в Иране и для обеспечения данного подхода представительства быть не должно, но есть запросы бизнеса, и мы рассматриваем все-таки наличие представительства и исследовали несколько форм. Соответственно, когда у нас нет представительства – это наш текущий выбор, у нас нет рисков. Если мы регистрируем представительство, то мы обязаны вести самостоятельный расчет и уплату налогов.

Есть средняя опция, когда представительство регистрируется, но оно регистрируется только с координационным набором функций. К сожалению, данный набор функций нигде законодательством Ирана не закреплён, но тем не менее и консультанты, и заказчик говорят о том, что мы можем этим воспользоваться. Правда мы оцениваем для себя этот риск пока как высокий и данные опции у нас находятся в стадии исследования.

Очень интересный момент – это страховые взносы Ирана, я не встречала ни в одной стране такого. Может быть, конечно, где то есть. В чем заключается суть? Вернусь на два шага назад (внизу про социальные взносы). Социальные взносы есть двух видов – те, которые уплачиваются с ФОТ, и те, которые уплачиваются с цены контракта. Те, которые уплачиваются с ФОТ (верхний левый угол) – это как нормальная компания, которая удерживает страховые взносы, платит.

Страховыми взносами в Иране занимается тоже не налоговая, а по типу нашего прошлого опыта а-ля пенсионный фонд – организация по взносам. Взносы выплачиваются ежемесячно, отчетность дает ежеквартально. Все было бы хорошо, но налоговая говорит: «Ребята, вы ведете определенную деятельность, посчитайте-ка эти взносы с цены контракта. А дальше сопоставьте, какие взносы у вас будут больше. Если взносы с цены контракта будут больше, доплатите, пожалуйста, налог».

В Иране существует две ставки с цены контракта. Если вид работ, где задействована интеллектуальная собственность, это, соответственно, оплачивается дороже. Если ручной труд либо с использованием техники, то ставка поменьше. По опыту наших контрагентов, заказчиков, вендоров, как правило, страховые взносы с цены контракта гораздо выше и всегда доплата присутствует.

Меняла слайд буквально на этой неделе, потому что законодательство Ирана вновь изменилось и теперь есть еще одна опция. Когда делается расчет взносов, раньше он делался ежегодно, теперь делаться будет только в конце проекта, а учитывая то, что у нас проекты исполняется 5, 7 и 10 лет, то сроки существенно отодвигаются уплаты налога, казалось бы. Но Иран вводит, что мы должны 10% взносов от цены контракта заплатить на первом этапе в качестве залога в бюджет. Это, соответственно, дополнительное отвлечение средств как для нас, так и для наших вендоров.

Что еще интересного? В Иране существует солидарная ответственность исполнителя и заказчика, т.е. если ваш исполнитель, ваш вендер не заплатил налоги, налоговая – а-ля пенсионный фонд – придёт к вам. Поэтому каждый заказчик при выплате стоимости за выполненные работы удерживает 5%, и эти 5% исполнитель не может получить до того момента, пока не получит сертификат в подтверждение того, что все его налоги уплачены, все замечательно. Когда он приносит сертификат заказчику, заказчик оплачивает ему 5%. Так вот, к сожалению, теперь этот сертификат можно получить только в конце проекта.

Мы рассчитывали на то, что мы его будем получаете ежегодно, чуть ли даже не в полугодовом периоде, но, к сожалению, законодательство поменялось, сейчас будем изучать, как это будет. Соответственно, своеобразный, скажем так, подход, и, по нашему опыту обсуждения с заказчиками, есть такие компании мелкие на местном рынке, которые налоги не уплачивают. Соответственно, мы тоже для себя, БДР-проекта резервируем определенные суммы, чтобы понимать, что у нас есть определенные налоговые потери, которые могут быть связаны с исполнением проекта.

Наверное, про Иран все, теперь поедем в Узбекистан. Узбекистан страна нам достаточно близкая, но тоже очень с эффективно развивающейся динамичной налоговой системой. На самом деле, Узбекистан нас порадовал в прошлом году и порадовал в этом году изменением налогов. Это была единственная страна, опять же на моем опыте, в которой налог на прибыль платился с убытка. Слава Богу, нам не пришлось этого делать, но тем не менее расчеты мы тоже делали.

Как было вплоть до конца 2019 года? Если у вас доходы минус расходы получается убыток, то с расходов вы уплачиваете 7%. Четкая методика, как все и считается, и вперед. Соответственно, выгодно, чтобы у вас был 0, стремитесь к нулевой прибыли. С 2020 года изменения внесли, все, такого больше не существует. Тем не менее Узбекистан стремиться и к правилам ТЦО, они будут с 2022 года. И, что для нас был критичным в 2020 году, все иностранные лица, которые осуществляют деятельность на территории Узбекистана, стали налогоплательщиками НДС.

У нас в Узбекистане, поскольку проекты мы ведем важные, они имеют льготу. Льгота подтверждена Кабинетом министров Узбекистана, есть определенное соглашение. Так вот, в 2020 году, когда внесли изменения в налоговый кодекс, было сказано, что в соглашении с Кабмином должно быть сказано, что мы имеем право пользоваться данной льготой, если мы еще привлекаем финансирование международных финансовых институтов.

Так вот, мы целый год общались со всеми министерствами, с торгпредством, с заказчиками ломали голову, как нам, кто нам скажет, что такое, кто этот товарищ «международный финансовый институт». Как нашему банку, например, ВЭБ подтвердить, что он имеет этот статус. Реально, мы не нашли следов, но со всеми нашими запросами, слава Богу, с 2021 года внесли изменения в налоговый кодекс, где четко сказано, что если льгота утверждена, мы ей можем воспользоваться. Соответственно, мы выдохнули.

Теперь, наверно, последний, скажем так, слайд по Узбекистану. Очень коррелирует с нашим первым выступлением вчерашним по ЭДО. Особенности какие есть по уплате НДС? Счет-фактуру выставляют все, даже мы, если у нас льгота. Мы указываем, что она без НДС, но выставить мы ее обязаны. Выставляются счета-фактуры через операторов, операторов можно выбрать, и только в электронном виде. Соответственно, мы ее выставить должны в течение, скажем так, если за май, тоне позже 3 июня. 4 июня система выставить уже не даст, все, табу, автоматически закрывается.

Мы выставляем счет-фактуру, она отправляется нашему заказчику, заказчик должно ее согласовать, подписать либо отклонить в течение 10 дней. Если заказчик отклонил, налоговая говорит: «Ребята, разбирайтесь сами между собой». Если он ее подписал, все, чудесно, она в системе есть. И декларация формируется исключительно по таким счетам-фактурам, нами полученным, подписанным и, соответственно, нами выставленным в сторону заказчика и им акцептованным.

Это, конечно, скажем так, поставило на уши и нас как компанию, ведущую деятельность в Узбекистане, так и наших вендеров в Узбекистане и нашего заказчика. Это огромные трудозатраты получаются, потому что нужно постоянно отсматривать систему, какие счета-фактуры пришли. Они выставляются на каждый, соответственно, акт, есть четкие указания, как это делается. Но тем не менее это дает очередной плюс, потому что декларация формируется уже по проверенным документам, согласованным с двух сторон. Налоговая, мне кажется, облегчили себе в данном случае жизнь.

Что сложного не выставить счет-фактуру, если ты о ней забыл? Есть человеческий фактор. Есть возможность выставить корректировочную, но она к первичной. Если вы не выставили первичную, то, соответственно, разговаривайте с налоговой. Правда сейчас есть, скажем так, периоды амнистии, которые налоговая вводит. Они не регламентированы, скажем так, Налоговым кодексом, мы о них узнаем от операторов. Приходит сообщение, что есть период амнистии, вы можете выставить счета-фактуры за прошлые периоды, и они не будут облагаться штрафами, не будет пенни. И, соответственно, быстренько исправляем.

Работаем мы с этим 2020-2021 год. Очень интересный подход. Мне кажется, что-то можно взять и у наших друзей узбеков, скажем так.

О наших кейсах все. Спасибо за внимание!

Смотрите, читайте, критикуйте

Федеральная Антимонопольная Служба - ФАС России Честные закупки – борьба с расточительством и коррупцией в сфере госзакупок и закупок госкомпаний Общественная Организация Малого и Среднего Предпринимательства - Опора России
Настоящий ресурс содержит материалы 16+